Фармер Филип Жозе - Последний Экстаз Ника Адамса



Филип Хосе Фармер
ПОСЛЕДНИЙ ЭКСТАЗ НИКА АДАМСА
У этого рассказа довольно необычная история. Как, впрочем, и у
любого другого.
Один молодой человек по имени Брэд Ланг, автор множества очень
занятных, на мой взгляд, рассказов, решил открыть журнал
"Популярная культура", который предназначался быть рупором
того, что вынесено в его заглавие. Он отловил меня и попросил
написать для него рассказ. Так получилось, что в это время у
меня на руках был один свободный, который зарубил Эд Ферман из
журнала "Научная фантастика и фэнтэзи". Он назывался:
"Импотенция из-за плохой кармы" и был подписан именем
Кордвайнера Берда.
История названия этого рассказа и псевдонима к нему несколько
запутанна, но я с этим уже примирился. Кордвайнер Берд -- это,
собственно, псевдоним Харлана Эллисона. Он прибегал к нему,
когда подписывался под сценариями фильмов, если подозревал,
что продюсер или режиссер все равно их испортят на свой лад.
Он даже специально оговаривал в контракте особый пункт по
этому вопросу.
Итак, как вы знаете, а может, и не знаете, я написал серию
рассказов и пару романов под псевдонимами литературных
персонажей (причем все они были писателями). Например: Килгор
Траут*, доктор Джон Г.Ватсон, Поль Шопен (писатель из романов
о Ниро Вульфе), Дэвид Копперфильд, Лео Квикег Тинкроудор (один
из моих собственных писателей-фантастов), лорд Грэйсток* (ну,
этого уж вы, конечно, знаете) и несколько других. И вот
однажды мне приспичило написать рассказ под именем Кордвайнера
Берда, но дело осложнялось тем, что он-то не выдуманный
персонаж! Ну что ж, для того чтобы это исправить, я сделал
Берда аппендиксом генеалогического древа моего, обретшего
известность благодаря дешевым журналам, Дока Сэвиджа. Затем я
вывел его в рассказе "Дож, чей барк не стоил его гавани" и,
утвердив его таким образом в правах персонажа, наконец-то
написал под его именем рассказ.
* Килгор Траут -- персонаж романов К.Воннегута. (Здесь и далее
примеч. пер.)
* Лорд Грейсток -- родовой титул Тарзана.
Конечно же, все это делалось с согласия Харлана.
В то время я, однако, понятия не имел, что он когда-то уже
издал под этим именем несколько рассказов.
"Импотенция из-за плохой кармы" (кстати, название предложил
тоже Харлан) увидела свет в первом и -- увы! -- последнем
номере "Популярной культуры". Издание получилось интересным,
стимулирующим к продолжительному сотрудничеству, но Брэд Ланг
не сумел раздобыть денег на дальнейшее издание. Так
получилось, что в том же номере была напечатана статья Бэрри
Мальзберга "Что случилось с научной фантастикой?" Он прочитал
рассказ "Берда" и, разглядев в нем пародию на самого себя (он
фигурировал там под именем Майкла Б.Хопсмаунта), обиделся. И
это несмотря на то, что он пародирует всех и каждого. Я лично
пародирую только тех, кого люблю. Так что Хопсмаунт был лишь
моей данью таланту Мальзберга.
Спустя какое-то время Рой Торгенссон заказал мне рассказ. Я
поведал ему о Берде, об "Импотенции из-за плохой кармы" и о
крайне затруднительном положении "Популярной культуры". Рой
сказал, что возьмет его, и я засел за переписку рассказа,
включая туда купюры, касающиеся Хопсмаунта. Рассказ вышел
снова, уже под названием "Последний экстаз Ника Адамса" в
журнале "Хризалида-2".
Главная идея этого рассказа, его базисная концепция, пришла ко
мне однажды во время обсуждения влияния на меня хороших или
плохих отзывов на мою работу (я словно раздуваюсь от гордости,
или же наоборот, сдуваюсь, в зависимости от тог



Содержание раздела